Conference archive

2012
2015

The IVth International Research Conference on Lightning Protection held May 27-29, 2014 in St. Petersburg hosted 169 scholars and experts.

Of main concern at the Conference were the physics of lightning and the features of thunderstorm activity, as well as active control actions over lightning, secondary manifestations of ground and inter-cloud lightning strikes and protective means. The work of one of the sections referred to the lightning strikes parameters, their recording and application in practical lightning protection.

A number of reports were addressed to the issues of lightning protection of power facilities and operational experience. Several speakers presented works dedicated to various means of lightning protection - protective tools, grounding devices, and insulation. A separate section included the reports on instruments and methods for investigating thunderstorm activity and lightning parameters.

Following the Conference, the reports, illustrating the diversity of issues, solutions, problems, challenges of science and practice facing modern scholars engaged in research on lightning physics, as well as manufacturers of lightning protection means and operating companies were published.

The Conference participants and guests noted a high level of the discussion focused on the critical evaluation of the reports, as well as an excitable, creative, and real scientific live atmosphere that persisted within three days of the Conference.

The members of the Scientific Committee noted the importance of the Conference for developing the science-to-business relations as well as the international and domestic network of lightning protection professionals.

2012
2015

The V Russian Conference on Lightning Protection took place on May 17-19, 2016 in Saint-Petersburg. The event was organized by Streamer Inc., Russian Academy of Sciences, Rosseti PJSC, Saint-Petersburg Polytechnic University.

Within three days of the Conference, the delegates were provided with 66 reports (as compared to 44 reports in 2012 and 57 reports in 2014) that show the growing interest in the event from Russian and overseas experts. The conference gathered about 130 delegates from 12 countries. The organizers paid special attention to attracting young scholars and students not just as listeners but as speakers. The projects to discuss their research with the outstanding experts promotes both the experience transfer and increase of the level of scientific knowledge in lightning protection on the whole.

For the first time the Russian Conference on lightning protection was attended by numerous outstanding foreign scientists. For example, the speakers of the event were the delegates from the International Conference on Lightning Protection. Scientific Committee including Vice-President of this largest industry forum, Prof. Carlo Alberto Nucci (University of Bologna), as well as Fridolin Heidler (University of the Federal Armed Forces Munich, Germany), Vladimir Rakov (University of Florida, USA), Joan Montanya (Universitat Politècnica de Catalunya, Spain), Alexandre Piantini (Universidade de São Paulo, Brasil), Alberto Borghetti (University of Bologna, Italy), and Reynaldo Zoro (Institut Teknologi Bandung, Indonesia). All of them lectured on subjects of their research.

As the time went on, the Russian Conference expanded significantly the scope of issues for discussion at the Conference. The lightning protection is now comprehended in the broadest sense – not just regarding the overhead power lines but the various facilities, structures, equipment as well. That's why such issues as parameters of the existing thunderstorm detection systems, analysis of lightning effects on distribution networks, software for calculation and simulation of overvoltage in power lines, were in the scope of reports. Rather exotic were several reports on lightning influence on wind turbines. Despite the fact that nowadays the distributed generation is not well-developed in Russia, the tendency has become actual in many regions of the world and has every chance to become prominent in our country in the nearest future.

Apart from discussing research and practical aspects of lightning protection, the Conference delegates were able to communicate personally with the key experts of the industry and receive bits of advice on any matters of interest.

Архив конференции

2012
2015

169 ученых и специалистов приняли участие в IV Международной научно-практической конференции по молниезащите, которая состоялась 27-29 мая 2014 года в Санкт-Петербурге.

Председателем Оргкомитета был избран Иван Вячеславович ЖИТЕНЁВ, генеральный директор АО «НПО «Стример», Председателем Научного комитета – Валентин Пантелеймонович Смирнов, Академик Российской академии наук.

В Научный комитет Конференции вошли Эдуард Меерович БАЗЕЛЯН (ЭНИН), Юрий Александрович ГОРЮШИН (ОАО «Россети»), Александр Сергеевич ГАЙВОРОНСКИЙ (СибНИИЭ), Александр Георгиевич ОВСЯННИКОВ (НГТУ), Олег Иванович ГРОМОВ (ООО «Инженерный центр ВИТУ»), Георгий Викторович ПОДПОРКИН (АО «НПО «Стример»), Владимир Александрович РАКОВ (University of Florida, USA).

Участники конференции на протяжении трех дней анализировали существующие проблемы и оценивали перспективы развития молниезащиты воздушных линий электропередачи как в России, так и за рубежом, обменивались опытом и последними научными достижениями, искали пути и способы модернизации и повышения надежности способов молниезащиты энергетических систем.

На Конференции особое внимание было уделено вопросам физики молнии и характеристикам грозовой деятельности, а также активным управляющим воздействиям на молнии, вторичным проявлениям наземных и межоблачных разрядов молний и средствам защиты от них. Работа одной из секций касалась параметров разрядов молнии, учета их и использования в практической молниезащите.

Ряд докладов участники Конференции посвятили проблемам молниезащиты энергетических объектов и опыту эксплуатации. Несколько докладчиков представили работы, посвященные различным средствам молниезащиты – защитным аппаратам, заземляющим устройствам и изоляции. В отдельную секцию также были вынесены доклады о приборах и методах исследования грозовой деятельности и параметров молнии.

По итогам Конференции выпущен печатный сборник докладов, который наглядно демонстрирует многообразие проблем, решений, задач, вызовов науки и практики, стоящих перед современными учеными, которые занимаются иследованием физики молнии, а также перед производителями средств молниезащиты и эксплуатирующими организациями.

Участники и гости отметили высокий уровень дискуссии, в которой большое внимание было уделено критической оценке докладов, а также азартную, творческую и подлинно научную живую атмосферу, которая сохранялась на протяжении всех трех дней Конференции.

Каждый день участники представляли около 20 докладов. В таком режиме на дискуссию оставалось довольно ограниченное количество времени, но зато отведенные на обсуждение минуты ученые и практики использовали с толком: не тратили их на комплименты, а сразу же переходили к делу – острым и подчас жестким вопросам, замечаниям и суждениям, нанося точные «удары» докладчикам, которые были вынуждены отражать «нападения» аргументированными и исчерпывающими ответами.

Напряженная дискуссия способствовала и концентрации на решении научных и практических проблем, и на укреплении связей внутри сообщества профессионалов.

Члены научного комитета отметили важность Конференции для развития отношений между наукой и бизнесом, а также международных и внутрироссийских связей профессионалов сферы молниезащиты.

2012
2015

17-19 мая 2016 года в Санкт-Петербурге прошла V Российская конференция по молниезащите. Организаторами выступили ОАО «НПО «Стример», Российская академия наук (РАН), ПАО «Россети», Санкт-Петербургский политехнический университет.

В течение трех дней слушателям было представлено 66 докладов (для сравнения в 2012 году их было 44, в 2014 – 57), что говорит о росте интереса к мероприятию со стороны российских и зарубежных специалистов. Участниками конференции стали порядка 130 человек из 12 стран. Особое внимание организаторы уделили привлечению молодых ученых и студентов не только в качестве слушателей, но и докладчиков. Возможность обсудить свои исследования с крупнейшими специалистами способствует и передаче опыта, и развитию научного знания в области молниезащиты в целом.

Впервые Российскую конференцию по молниезащите посетило столько видных иностранных ученых. Так, спикерами мероприятия стали представители научного комитета International Conference on Lightning Protection, включая вице-президента этого крупнейшего отраслевого форума профессора Carlo Alberto Nucci (University of Bologna), а также Fridolin Heidler (University of the Federal Armed Forces Munich, Germany), Vladimir Rakov (University of Florida, USA), Joan Montanya (Universitat Politècnica de Catalunya, Spain), Alexandre Piantini (Universidade de São Paulo, Brasil), Alberto Borghetti (University of Bologna, Italy) и Reynaldo Zoro (Institut Teknologi Bandung, Indonesia). Все они выступили с лекциями по своей научной тематике.

Отмечая важность мероприятия, заведующий лабораторией математического моделирования электростатических процессов Энергетического института имени Г.М. Кржижановского, доктор технических наук Эдуард Меерович Базелян сказал: «Сегодня главным научным интересом в области грозозащиты стала необходимость изучить электромагнитные воздействия. В докладах, которые прозвучали в ходе конференции, есть много новых данных и теорий, и что особенно радует лично меня, это новое привносят именно российские исследования».

С течением времени Российская конференция существенно расширила круг вопросов, которые обсуждались в рамках форума. Молниезащита теперь понимается в самом широком смысле – не только касательно линий электропередачи, но и различных объектов, сооружений, оборудования. По этой причине темы докладов охватывали такие вопросы, как характеристики существующих систем грозопеленгации, анализ воздействия молний на распределительные сети, программное обеспечение для расчетов и моделирования перенапряжения в электросетях. Довольно экзотично выглядели несколько докладов о воздействии молний на ветрогенераторы. Несмотря на то, что сегодня в России распределенная генерация развита мало, эта тенденция, уже довольно актуальная во многих регионах мира, имеет все шансы ближайшем будущем стать заметной и в нашей стране.

Помимо общения о научных и практических аспектах молниезащиты, участники конференции смогли лично пообщаться с ключевыми специалистами в данной области и получить консультации по любым интересующим вопросам. Представитель ПАО «Россети» Владимир Владимирович Софьин отметил, что форум обладает экспертным статусом, так как собирает все заинтересованные стороны: и сетевые компании, и производителей оборудования для молниезащиты, и научное сообщество, в том числе международного уровня. Практическая ценность этого мероприятия в том, что его участники могут совместно выработать решения, которые помогут защитить электросети и основное оборудование подстанций от перенапряжений и ущерба, связанных с атмосферными явлениями.

Академик РАН, профессор Валентин Пантелеймонович Смирнов поблагодарил НПО «Стример» за организацию конференции, отметив, что «самым удивительным в современных условиях является то, что этот форум инициирует компания вполне практическая, занятая разработкой и производством оборудования для молниезащиты. Такой интерес к появлению новых тенденций, обсуждению природы явлений, к выводам, которые из этого последуют для практиков и научного сообщества, сегодня можно встретить очень редко».